Греция, пленницей став, победителей грубых пленила. В Лациум
сельский искусства внесла
Квинт Гораций Флакк, I век до н.э.
Скульптура эллинов, одна из выдающихся страниц в истории цивилизации, показывет, насколько искусство едино. Как и культура,
и история, и жизнь в общем. Тому подтверждение – сходства внешние и сходства
идейные, что время от времени имеют место быть в разных местах.
Яркий пример такого утверждения
можно наблюдать в трех произведениях: скульптуре «Лаокоон и его сыновья» (на фото),
которая экспозиционируется в Ватиканском музее, что в Риме, рельефном фризе
Пергамского алтаря из одноименного музея и статуе Ники Самофракийской, подлинник
которой находится в парижском Лувре (копия же доступна для обозрения в
Государственном музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина в городе
Москва).
Первое, на что
обращается внимание – сходство в динамике, экспрессии, эмоциональности изображаемых
образов всех трех произведений искусства скульптуры эллинов.
И не удивительно. Ведь все
три основываются на мифологических сюжетах эллинистического периода: Лаокоон в
греческой мифологии был жрецом бога Аполлона (либо Посейдона) в городе Троя, на фризах каждой стороны Пергамского алтаря изображены боги греческой культуры, начиная от Большого фриза с гигантомахией (битва богов-олимпийцев с гигантами) и заканчивая менее значительными по силе мифическими существами; Ника Самофракийская (на фото) сама по себе являлась греческой богиней победы.
Кроме того, все
перечисленные скульптурные произведения относят приблизительно к одному
временному периоду – второму веку до нашей эры. Отличает их всех также немалый
размер, моду на который в третьем столетии до нашей эры в некой степени
инициировали ваятели из Родоса (города на одноименном острове в Эгейском море),
воздвигнув одно из чудес света – Колосс Родосский.
Кстати, по
предположению, именно родосские авторы сотворили Лаокоона, хотя статуя была
найдена в Риме; Ника Самофракийская, сооруженная на острове Самофракия (что в
том же Эгейском море, только в северной его части), была также посвящена
родосцам, так что самостоятельная школа скульптуры, которая существовала на
Родосе с V века до нашей эры, принесла свои плоды в веках. Изображаемая патетика (от фр. pathétique — «трогательный, волнующий») и пафос (от гр. pathos - «страдание, чувство, эмоция, воодушевление») борьбы характерны и для Пергамского алтаря (на фото), созданного собственной школой скульптурного творчества Пергама.
Также отличительной
чертой всех перечисленных произведений является их неотъемлемое влияние на развитие
культуры и в более поздние периоды, о чем говорят многократные идейные
копирования вышеперечисленных творений античности. К примеру, как упоминалось
ранее, предполагают некое сходство Мавзолея Ленина с алтарем Зевса из Пергама; точная
копия скульптуры «Лаокоон», датируемая 1870 годом, находится в Одессе напротив
здания Одесского археологического музея.
Что ж, пусть искусство дарит
миру только лучшие воспоминания.
Комментариев нет:
Отправить комментарий