среда, 13 марта 2013 г.

Скульптура эллинов


Греция, пленницей став, победителей грубых пленила. В Лациум сельский искусства внесла
Квинт Гораций Флакк, I век до н.э.


Скульптура эллинов, одна из выдающихся страниц в истории цивилизации, показывет, насколько искусство едино. Как и культура, и история, и жизнь в общем. Тому подтверждение – сходства внешние и сходства идейные, что время от времени имеют место быть в разных местах.
Яркий пример такого утверждения можно наблюдать в трех произведениях: скульптуре «Лаокоон и его сыновья» (на фото), которая экспозиционируется в Ватиканском музее, что в Риме, рельефном фризе Пергамского алтаря из одноименного музея и статуе Ники Самофракийской, подлинник которой находится в парижском Лувре (копия же доступна для обозрения в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина в городе Москва).     


Первое, на что обращается внимание – сходство в динамике, экспрессии, эмоциональности изображаемых образов всех трех произведений искусства скульптуры эллинов. 
И не удивительно. Ведь все три основываются на мифологических сюжетах эллинистического периода: Лаокоон в греческой мифологии был жрецом бога Аполлона (либо Посейдона) в городе Троя, на фризах каждой стороны Пергамского алтаря изображены боги греческой культуры, начиная от Большого фриза с гигантомахией (битва богов-олимпийцев с гигантами) и заканчивая менее значительными по силе мифическими существами; Ника Самофракийская (на фото) сама по себе являлась греческой богиней победы.



Кроме того, все перечисленные скульптурные произведения относят приблизительно к одному временному периоду – второму веку до нашей эры. Отличает их всех также немалый размер, моду на который в третьем столетии до нашей эры в некой степени инициировали ваятели из Родоса (города на одноименном острове в Эгейском море), воздвигнув одно из чудес света – Колосс Родосский.
Кстати, по предположению, именно родосские авторы сотворили Лаокоона, хотя статуя была найдена в Риме; Ника Самофракийская, сооруженная на острове Самофракия (что в том же Эгейском море, только в северной его части), была также посвящена родосцам, так что самостоятельная школа скульптуры, которая существовала на Родосе с V века до нашей эры, принесла свои плоды в веках. Изображаемая патетика (от фр. pathétique — «трогательный, волнующий») и пафос (от гр. pathos - «страдание, чувство, эмоция, воодушевление») борьбы характерны и для Пергамского алтаря (на фото), созданного собственной школой скульптурного творчества Пергама.


Также отличительной чертой всех перечисленных произведений является их неотъемлемое влияние на развитие культуры и в более поздние периоды, о чем говорят многократные идейные копирования вышеперечисленных творений античности. К примеру, как упоминалось ранее, предполагают некое сходство Мавзолея Ленина с алтарем Зевса из Пергама; точная копия скульптуры «Лаокоон», датируемая 1870 годом, находится в Одессе напротив здания Одесского археологического музея.
Что ж, пусть искусство дарит миру только лучшие воспоминания.

Комментариев нет:

Отправить комментарий