Не четыре! О, нет, не четыре!
Две и две, и «мгновенье лови»
Николай Гумилев, «Четыре лошади»,
1911г.
Несмотря на довольно отдаленное расстояние (более 1130 км) Берлин Венеция имеют общие особенности.
Поднимаешь голову – и здесь четыре лошади. И на базилике (на сегодняшний день – кафедральном соборе) Сан-Марко в Венеции, и на Бранденбургских воротах в столице Германии - городе Берлин. Славят же этих лошадок, однако. Символизм, как всегда, и прост, и не очень.
Поднимаешь голову – и здесь четыре лошади. И на базилике (на сегодняшний день – кафедральном соборе) Сан-Марко в Венеции, и на Бранденбургских воротах в столице Германии - городе Берлин. Славят же этих лошадок, однако. Символизм, как всегда, и прост, и не очень.
Квадрига – это четыре
лошади, запряженные в колесницу. В почете они еще с времен античности. Изначально
местом их обитания было как поле боя, так и просторы спортивных соревнований. Олицетворяя
четыре времени года, четыре темперамента, также став символом триумфа, квадригу
повсеместно изображают и в произведениях искусства.
Венецианской квадриге
приписывают долгое время жизни – начиная с IV века
до нашей эры. Успеть побывала, как утверждают, она также много где: в греческих
Дельфах, древнем Риме, столице Византии – Константинополе, а уж оттуда в 1204 году
попадает в Венецию.
Вместе с появлением Бранденбургских
ворот в Берлине (начало строительства – 1788 год) свое обиталище находит и украшавшая
их квадрига, управляемая богиней мира – Ирэной, увенчанная на голове оливковой
ветвью.
Венеция |
Берлин |
Берлин Венеция были интерестны для Наполеона, которого нельзя не вспомнить, ведь ему удалось перекроить карту Европы в конце XVIII века. Именно с его воли
кони, что одни, что другие, «неслись» через всю Европу – в 1797 году сняли четверку
лошадей с базилики Святого Марка и доставили в Париж, где они украсили
Триумфальную арку, схожее приключилось и с квадригой берлинской, - в 1806 году
попадает и она в Париж.
Далее у обоих квадриг –
возвращение на прежнее место обитания: одни были доставлены назад в Венецию в 1815
году, другие – в Берлин – в 1814-м, после чего управительница квадриги в Берлине
стала воплощать Викторию – римскую богиню победы, а оливковую ветвь заменили
крестом, который и на сегодняшний день остается присущ образу Бранденбургских
ворот.
Были в жизни берлинской
квадриги периоды не только путешествий, но и небытия, так во время Второй
мировой войны сами Бранденбургские ворота были сильно повреждены, а вот скульптуру из
лошадей уничтожили полностью, но к 1958 году она получила уже второе дыхание.
Для сравнения,
символизм четырех лошадей присущ также и религиозным направлениям – четыре всадника
Апокалипсиса упоминаются в Откровении Иоанна Богослова, но, в отличии от квадриги, здесь они не запряжены в одну упряжку.
Что ж, трофеи трофеями, но долговременная благодать, скорей всего, все-таки ищет истоки в миролюбии.
Комментариев нет:
Отправить комментарий