понедельник, 18 марта 2013 г.

Берлин Венеция. Квадриги


Не четыре! О, нет, не четыре!
Две и две, и «мгновенье лови»
Николай Гумилев, «Четыре лошади», 1911г.

Несмотря на довольно отдаленное расстояние (более 1130 км)  Берлин  Венеция имеют общие особенности.
        Поднимаешь голову – и здесь четыре лошади. И на базилике (на сегодняшний день – кафедральном соборе) Сан-Марко в Венеции, и на Бранденбургских воротах в столице Германии - городе Берлин. Славят же этих лошадок, однако. Символизм, как всегда, и прост, и не очень.
Квадрига – это четыре лошади, запряженные в колесницу. В почете они еще с времен античности. Изначально местом их обитания было как поле боя, так и просторы спортивных соревнований. Олицетворяя четыре времени года, четыре темперамента, также став символом триумфа, квадригу повсеместно изображают и в произведениях искусства.
Венецианской квадриге приписывают долгое время жизни – начиная с IV века до нашей эры. Успеть побывала, как утверждают, она также много где: в греческих Дельфах, древнем Риме, столице Византии – Константинополе, а уж оттуда в 1204 году попадает в Венецию.


Венеция
Вместе с появлением Бранденбургских ворот в Берлине (начало строительства – 1788 год) свое обиталище находит и украшавшая их квадрига, управляемая богиней мира – Ирэной, увенчанная на голове оливковой ветвью. 

Берлин
Берлин Венеция были интерестны для Наполеона, которого нельзя не вспомнить, ведь ему удалось перекроить карту Европы в конце XVIII века. Именно с его воли кони, что одни, что другие, «неслись» через всю Европу – в 1797 году сняли четверку лошадей с базилики Святого Марка и доставили в Париж, где они украсили Триумфальную арку, схожее приключилось и с квадригой берлинской, - в 1806 году попадает и она в Париж.


Далее у обоих квадриг – возвращение на прежнее место обитания: одни были доставлены назад в Венецию в 1815 году, другие – в Берлин – в 1814-м, после чего управительница квадриги в Берлине стала воплощать Викторию – римскую богиню победы, а оливковую ветвь заменили крестом, который и на сегодняшний день остается присущ образу Бранденбургских ворот.
Были в жизни берлинской квадриги периоды не только путешествий, но и небытия, так во время Второй мировой войны сами Бранденбургские ворота были сильно повреждены, а вот скульптуру из лошадей уничтожили полностью, но к 1958 году она получила уже второе дыхание.  
Для сравнения, символизм четырех лошадей присущ также и религиозным направлениям – четыре всадника Апокалипсиса упоминаются в Откровении Иоанна Богослова, но, в отличии от квадриги, здесь они не запряжены в одну упряжку.
Что ж, трофеи трофеями, но долговременная благодать, скорей всего, все-таки ищет истоки в миролюбии.   

Комментариев нет:

Отправить комментарий